План родительских университетов на 2023/2024 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов, II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе-ния |
Форма проведения |
Ответственные |
1. |
1-е классы |
|||
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся 1-х классов. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. |
октябрь |
лекция |
классный руководитель, |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. |
ноябрь |
практикум |
классный руководитель |
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
Дискуссия |
классный руководитель |
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. |
апрель |
Семинар-практикум |
классный руководитель |
2. |
2-е классы |
|||
2.1 |
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учебы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь |
Беседа |
Классные руководители |
2.2 |
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. |
декабрь |
Круглый стол |
Классный руководитель |
2.3 |
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. |
февраль |
Лекция |
классный руководитель |
2.4. |
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Май |
дискуссия |
Классный руководитель |
3. |
3-е классы |
|||
3.1 |
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребенка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. |
сентябрь |
беседа |
Классный руководитель |
3.2 |
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Самооценка младших школьников. |
декабрь |
Семинар-практикум |
классный руководитель |
3.3 |
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. |
январь |
практикум |
классный руководитель |
3.4 |
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви. |
апрель |
Психологи-ческий тренинг |
классный руководитель |
4. |
4-е классы. |
|||
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Личностные особенности младших школьников. |
сентябрь |
лекция |
классный руководитель |
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
Круглый стол |
классный руководитель |
4.3 |
Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. |
февраль |
конференция |
классный руководитель |
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире. |
май |
дискуссия |
Классные руководители |
5. |
5-е классы |
|||
5.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе. |
сентябрь |
Семинар-практикум |
классный руководитель |
5.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками. |
ноябрь |
беседа |
классный руководитель |
5.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста. |
февраль |
лекция |
классный руководитель |
5.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета. |
май |
Круглый стол |
Классный руководитель |
6. |
6-е классы |
|||
6.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка. |
Сентябрь |
беседа |
классный руководитель |
6.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь |
Семинар-практикум |
классный руководитель |
6.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиа-безопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях. |
март |
дискуссия |
классный руководитель |
6.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
Май |
конференция |
классный руководитель |
7. |
7-е классы |
|||
7.1 |
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. |
Сентябрь |
лекция |
классный руководитель |
7.2 |
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолет-них. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска». |
ноябрь |
беседа |
классный руководитель |
7.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. |
февраль |
Психологи-ческий тренинг |
классный руководитель |
7.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Мотивация на успех. |
апрель |
беседа |
Классный руководитель |
8. |
8-е классы |
|||
8.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. |
октябрь |
лекция |
классный руководитель |
8.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»). |
декабрь |
Психологи-ческий тренинг |
классный руководитель |
8.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолет-них. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. |
март |
беседа |
классный руководитель |
8.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравми-рующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
Психологический тренинг |
классный руководитель |
9. |
9-е классы |
|||
9.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе. |
сентябрь |
лекция |
классный руководитель |
9.2 |
Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка. |
ноябрь |
беседа |
классный руководитель |
9.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек. |
февраль |
беседа |
классный руководитель |
9.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
Семинар-практикум |
классный руководитель |